К 385-летию Вилюйска и 120-й годовщине С.М. Аржакова: взгляд из Якутской сельскохозяйственной академии
Для любого общества историческая память очень значима. И эта память бывает избирательной: что-то выдвигается на первый план, становится феноменом общественного сознания, что-то отодвигается на задний план, либо даже вовсе забывается, не упоминается. Иногда некоторые события и связанные с ними персоны попросту умалчиваются.
В связи с этим можно, например, задаться вопросом: что для нас на самом деле значат П. Ойунский, М. Аммосов, С. Васильев, И. Барахов и другие культовые фигуры 20 – 30-х годов прошлого столетия, когда Якутия получила их стараниями автономную государственность. Ведь и нынешняя Республика Саха (Якутия) есть продолжение Якутской АССР. Правда ли, что эти деятели продолжают жить в благодарной памяти своего народа, или они интересны лишь узкому кругу историков, используются в СМИ для создания определенных стереотипов, имиджа.
13 ноября 2019 г. прошла в музейном комплексе “Моя история” республиканская научно-практическая конференция “Вилюйск в истории государства Российского”, в которой приняли участие студенты ЯГСХА, подготовленные преподавателями П.Н. Жондоровым, А.Е. Ивановым. Г. Прядезников и А. Фомин (гр. АБ – 19, ФЛК и З), Д. Тимофеев (гр. ЗТ – 19, КТ и У) выступили с сообщениями по темам “Сталинские репрессии и судьбы основоположников Якутской республики (на примере С.М. Аржакова)”, “Детские и юношеские годы С.М. Аржакова”. Как участники конференции они заслушали выступления канд. ист. наук, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных исследований Е.П. Антонова “С.М. Аржаков: к биографии репрессированного видного партийно-советского руководителя Якутии”, канд. ист. наук А.И. Яркового, полковника милиции в отставке, об Аржакове как руководителе правоохранительных органов, доктора биол. наук А.Н. Нюкканова “Исторические, культурные и социально-экономические предпосылки в формировании средне-зажиточного крестьянства в сельскохозяйственных территориях Якутии”.
Несмотря на будний день (среда) и немногочисленность участников конференции, что следовало сказать и услышать, наверное, осуществилось. Есть расхожее выражение “Положение обязывает” (в оригинале по-французски:
Noblesse oblige), и в нашем случае его можно бы интерпретировать так: якутский народ, занимающий 2 процента всей земной суши, предки которого продвинули сельское хозяйство (скотоводство) в районы, близкие по условиям к Крайнему Северу, обязан отдавать должное тем, кто решался на исторические деяния от его имени. Кроме полумиллиона своих соплеменников эти люди трагической судьбы (жертвы сталинских репрессий) объективно никому не близки, поэтому культивировать их память, пытаться разобраться в логике их поступков – наш долг. П.Н. Жондоров, доцент кафедры СГД ЭФ ЯГСХА