В ЯНЦ прошел межвузовский Круглый стол к 190-летию со дня рождения «вилюйского узника» Н.Г. Чернышевского, соорганизаторами которого выступили преподаватели Якутского агровуза
13 декабря 2018 г. в конференц-зале Якутского научного центра СО РАН прошло вышеназванное мероприятие участниками которого стали ученые и аспиранты ЯНЦ, студенты и преподаватели Якутской ГСХА.
Ведущим круглого стола стал Егор Михайлович Махаров, д.филос.н., зав. каф. философии ЯНЦ СО РАН, который осветил историческое наследие до конца не разгаданного интеллектуала, чей жизненный подвиг служения отечеству останется в памяти россиян на долгие годы. Известные в республике ученые останавливались на определенных сферах его жизнедеятельности. Так Михайлов Виктор Данилович, д.филос.н., проф. каф. филос. ЯНЦ СО РА и СВФУ им. М.К. Аммосова остановился на философии Н.Г. Чернышевского.
Пудов Алексей Григорьевич, к.филос.н., зав. каф. соц.-гум. дисц. Якутской ГСХА дал современную оценку знаменитого романа, без привычных идеологических коннотаций революционности романа. Вместе с тем, им была подчеркнута важность произведения для России второй половины XIX, начала XX столетий.
Интересные исторические данные о просветительской деятельности в глухом по тем временам Вилюйске рассказали Соколова М.Д., д.т.н., вр.и.о. дир. ИПНГ СО РАН – «Н.Г. Чернышевский и И.Л. Кондаков» и аспирантка того же института Павлова В.В.
На круглом столе прозвучали поучительные выступления Лепова В.В., д.т.н., зам. дир. ИФТПС СО РАН, проф. каф. филос. ЯНЦ СО РАН на тему «Чернышевский, Толстой и Эйнштейн. Теория вдохновения», Шепелёва В.В., д.г.-м.н., зам. дир. ИМЗ СО РАН, проф. На тему «Сеятель великих истин», подчеркнувшего яркие афоризмы мыслителя, Старостина В.П., к.филос.н., доц. каф. соц.-гум. дисц. ЯГСХА ¬на тему «Этическое учение Н.Г. Чернышевского: от утопии к трагедии», Жондорова П.Н., к.филос.н., доц. каф. соц.-гум. дисц. ЯГСХА о феномене интеллигенции, Михайловой В.В., доцента СВФУ, а также аспирантов Васильева С.С., ИФТПС СО РАН ¬– «Н.Г. Чернышевский в Якутии» и Николаева А.И., ИПНГ СО РАН ¬– «Основные вехи жизни Н.Г. Чернышевского».
В трудах Чернышевского читатели находили программу по преобразованию общества с целью его осчастливования через: 1) искренность в личных отношениях; 2) самообеспечение и экономическую независимость; 3) придание формы общественному сознанию разночинцев; 4) стремление к социалистическому идеалу коммуного общежития с технократическим устройством хозяйствования. Такие пророческие слова им оставлены в знаменитом романе: <Будущее> «Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».
"Что это такое? - с болью за якутов спрашивал Чернышевский в письмах семье. - Люди ли это или хуже забитых собак, животные, которым нет имени?" И тут же отвечал: "Люди, и добрые, и не глупые, даже, может быть, даровитее европейцев (говорят, что якутские дети учатся в школах лучше, чем русские). Но это жалкие, нищие дикари, которых нет жальче на свете... Видеть, как они живут, - мутит душу". Страдания честного и трудолюбивого якутского народа встречали в Чернышевском горячее сочувствие. "При всей своей дикости, говорил Чернышевский о якутах, - они "положительно благородные люди" (см.: http://n-g-chernyshevsky.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st056.shtml ). Он верил, что наступит время, когда якуты будут жить цивилизованно и в достатке.
Оригинальность произведений Н.Г Чернышевского по тем временам казалась неслыханной. Они и сейчас является вполне радикальным модернистским текстом. Его творчество благодарно было воспринято классиками XIX века Марксом и Энгельсом, а затем и Лениным.
Светлое имя Николая Гавриловича Чернышевского - яркого представителя русской интеллектуальной элиты, выстоявшего безмерно тяжкие испытания почти 12 лет вилюйского заточения, вместо свободного поселения и в целом более 20-летнего пребывания в Сибири и Астрахани бессмертно в веках.
Для интересующихся предлагаем прослушать аудиозапись круглого стола по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=TPxMLEsVyEU т
По материалам доцента А.Г. Пудова