• English
  • flag ch
  • flag fr
 
new logo1

ш.Сергеляхское 3 км, д. 3, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677007,  тел.: , факс: , e-mail:  

logo sm

ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 
677007, г.Якутск, ш.Сергеляхское, 3 км, дом 3
телефон +7(4112) 507-971, факс: +7(4112) 35-81-62, e-mail:
 

Многоуровневая подготовка специалистов в Якутской ГСХА, как система непрерывного образования молодежи. Выступление ректора Якутской ГСХА И.И. Слепцова перед профессорско-преподавательским составом академии

 

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.

Выпускники вузов сегодня должны быть готовы постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию. Необходимо воспитать в них потребность и готовность постоянно развиваться и совершенствовать свой профессионализм. Перед всей системой образования Российской Федерации сегодня стоит задача подготовить молодого человека к реалиям современной жизни, по возможности обеспечить молодому специалисту формирование профессионального и личностного роста в целом. Нужны специалисты, способные эффективно работать в соответствии с требованиями мировых стандартов.

Именно этим вопросы нашли отражение в таких документах как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальная доктрины образования до 2025 года», «Российское образование 2020». Основные аспекты этих и многих других документов подчеркивают необходимость разработки и развития различных моделей непрерывного профессионального образования. Перед нашим образовательным учреждением сегодня стоит задача эффективно и в наиболее короткие сроки решить данную социально-педагогическую задачу. Сегодня мы должны создавать, а затем и активно развивать, многоуровневые образовательные комплексы, которые были бы нацелены на подготовку специалистов различного профессионального уровня с учетом потребностей, в первую очередь, республики. Основной тенденцией преобразований, которые происходят в российском образовании, становится непрерывность.

Система непрерывного образования предполагает совместно и скоординировано решать задачи воспитания, образования и профессиональной подготовки каждого молодого человека. Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые образовательные комплексы. Такие комплексы представляют собой многофункциональную систему, в которой успешно интегрированы образовательные учреждения различного уровня, между которыми четко прослеживается преемственность, реализуются вариативные образовательные программы как среднего, так и высшего, дополнительного и соответственно послевузовского образования. Именно так мы можем предложить молодому человеку последовательно осваивать каждый новый уровень образования.

Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во времени, при этом каждый обучающийся при желании может сформировать собственную траекторию профессионального совершенствования, которая предполагает как продолжение освоения выбранной специальности, так и смену профиля, если это отвечает его собственным интересам и потребностям экономики конкретного региона, субъекта Российской Федерации.

Аграрные вузы сегодня должны обеспечивать интеграцию образования, научных исследований и бизнеса. Необходимо совмещать теоретическое обучение в аудиториях и производственно-практическое обучение на ведущих предприятиях отрасли. Перед профессорско-преподавательским составом Академии стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить возможность уже в годы обучения в вузе приобрести определенный производственный опыт. Сегодня каждый выпускник Якутской ГСХА должен владеть современными информационными и управленческими технологиями. Для создания, а затем и эффективной работы многоуровневого образовательного комплекса необходимо провести ряд мероприятий следующих направлений. С точки зрения организационно-управленческого направления необходимо разработать и сформировать нормативно-правовую базу, которая бы регламентировала и обеспечивала бы работу вуза как единого комплекса. Необходимо разработать и обеспечить реализацию целого ряда мер по четкому взаимодействию всех структурных подразделений. Необходимо создать интегрированные учебно-научные лабораторные комплексы, которые бы были доступны и обслуживали различные уровни профессионального образования. Обязательным является внедрение автоматизированной системы управления таким комплексом, реализация электронного документооборота позволит быстро без потерь взаимодействовать всем структурам такого комплекса. Учебно-методическое сопровождение работы многоуровневого комплекса предполагает создание интегрированных образовательных программ. Необходимо качественное обновление, пересмотр структуры и содержания учебных планов, программ, что позволит обеспечить опережающее образование и профессиональную подготовку специалистов. Интегрированные образовательные программы позволят осуществлять параллельное освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Это будет способствовать подготовке социально адаптированного выпускника, имеющего практикоориентированную и в тоже время фундаментальную подготовку в рамках данной специальности. Вариативная же часть учебного плана обеспечит заказ конкретного работодателя, позволит организовать обучение в тесной связи с производством. Необходимо предусмотреть и предложить обучающимся широкий спектр программ дополнительного образования. Реализация программ дополнительного образования позволит одновременно осваивать несколько программ с учетом уже имеющейся квалификации, опыта работы и потребности производства. Подготовка конкурентоспособного специалиста сегодня немыслимо без использования в образовательном процессе интерактивных мультимедийных комплексов, моделирующих технологические процессы производственного цикла, работу современных АПК и т. д. Не следует забывать и о постоянном мониторинге качества обучения. Оценивать качество подготовки современного специалиста любого уровня образования должны практики, представители отрасли или производства, куда после окончания вуза придет молодой специалист. За годы обучения в вузе молодой человек должен быть адаптирован к организации производственного процесса, он должен чувствовать себя частью большого коллектива.

Именно поэтому сегодня уже не вызывает вопросы тот факт, что на базе нашего вуза созданы и активно работает научно-образовательные центры, которые должны заниматься и занимаются фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Студенты, аспиранты и профессорско-преподавательский состав должны проводить анализ, обобщать, апробировать, а затем и способствовать внедрению научно-исследовательских разработок. Сегодня широко развита и успешно работает система грантов различного уровня, что позволяет обучающимся, молодым специалистам, аспирантам и преподавателям вузов активно заниматься научно-исследовательской деятельностью уже со студенческой скамьи. Как известно, процесс образования во все времена был и остается тесно связан с воспитанием. Сегодня, кроме профессиональных, необходимо сформировать и социальные компетенции обучающихся. С этой точки зрения необходимо активно совершенствовать систему «Школа-СПО-ВУЗ», которая в нашей Академии вот последние годы хорошо работает. Сегодня наша Академия огромное внимание уделяют разработке концепции профессиональной ориентации школьников. Особое внимание в подобных концепциях уделяется техническим специальностям и направлениям подготовки.
Учащимся общеобразовательных школ предлагается профильное обучение с использованием учебно-лабораторной базы вузов. На базе вузов проводятся различные конкурсы технического творчества, предметные олимпиады, целью которых является привлечение старшеклассников в высшие учебные заведения, знакомство с материальной базой вуза, специальностями, которые реализует тот или иной вуз, с возможностями, которые затем открываются перед выпускниками технических специальностей.

Организация практики непосредственно на производстве — это не только важная часть образовательной программы, но и залог качественной подготовки молодого специалиста к будущей работе. Именно поэтому в нашей Академии предлагают студентам самые различные формы занятости в летний трудовой семестр. Студентов во время практики направляют на оплачиваемые рабочие места, требующие соответствующей квалификации. Очевидно, что сегодня одной из важнейших задач профессионального образования является организация всестороннего партнерства. Следующим немаловажным аспектом развития системы непрерывного образования является внедрение сетевой формы, которая позволит более результативно с большей отдачей взаимодействовать на различных уровнях образовательного комплекса. Развитие сетевой формы позволит обеспечить вариативность образования, образовательные организации и их учебно-лабораторные комплексы станут доступны всем участникам, вовлеченным в «сеть». Одновременно это будет способствовать повышению профессиональной компетентности самих преподавателей, более активному использованию уже имеющихся мультимедийных комплексов всеми участниками такой формы получения образовании, а высвободившиеся денежные средства можно будет создать на создание новых комплексов, моделирующих новые этапы, участки производственного процесса.

Печать E-mail